28 нояб. 2009 г.

Снова о безопасности в пути

В более раннем сообщении обсуждалась безопасность самолетов. Но там речь идет о самолетах без связи с другими видами транспорта.

В связи с крушением "Невского экспресса" захотелось узнать, безопасней ли поезд самолета или нет. Раньше я считала поезд самым безопасным видом транспорта из развивающих высокую скорость (велик с самокатом не в счет). Насколько понимаю, поезд, действительно, безопасный вид транспорта. И все же бросается в глаза факт: поезда беззащитны перед террористами. Багаж не проверяется, по всем путям нашей бескрайней родины охранников не поставишь. Да что говорить, если бывает, что рельсы просто напросто воруют. И никакие террористы тут не при чем.

Очень жаль всех тех, кто погиб в поезде. Между прочим, те, кто сгруппировался в тот момент, когда вагоны затрясло и стало ясно, что они вот-вот перевернутся, те почти не пострадали. Возможно, стоило бы выдавать пассажирам при посадке в поезд буклетики о том, как нужно себя вести в таких экстренных ситуациях: при столкновении двух поездов, при сходе вагона с рельс.. В самолетах всегда проводят инструктаж на случай аварии, а в поезде - нет. Если б люди знали, что им делать, меньше было бы жертв. И еще вывод: сидячие вагоны, где много людей, опасней купейных, потому что там люди друг на друга падают, падают вывороченные сиденья, людей кидает по всему вагону.

Вернемся к теме. Очень широкораспространенным мнением, подпитываемым аэрокомпаниями, является вера в то, что самолетом - быстрее и безопасней. Я тоже так думала, конечно, если сравнивать с автомобилем, а не с поездом. Поезда - вне конкуренции по безопасности.

Правда ведь: автомобильные катастрофы случаются каждый день в каждой стране, количество погибших поражает. 15 ноября отмечался день жертв ДТП, и была озвучена цифра в 20000 человек. 20 тыс. человек погибло в этом году в нашей стране при авариях на дороге. Каждый день число жертв больше 100 человек. И это только в одной стране, а по всему миру сколько... Конечно, количество жертв авиакатастроф исчезающе мало по сравнению с этими тысячами.

И все же.. Покопавшись в интернете, задумываешься над хитрой статистикой тех, кто утверждает, что самолетом лететь безопасней, чем ехать на автомобиле. Ведь внутреннее чувство все равно подсказывает, что на земле безопасней в любом случае. То, есть, глубоко внутри наша интуиция нам подсказывает, что самолет не может быть безопасней автомобиля. И это, действительно, так. Из тех же соображений водные транспортные средства не кажутся безопасными, просто потому что глубина Атлантики - 3 км, а самое глубокое место в Тихом - 11 км. Даже самолеты с такой высоты не падают (редкий случай - французский Аэробус). С самолетами неприятности случаются, как правило, при взлете или посадке. И в этом также кроется трюк со статистикой: в смысле безопасности не важно, как долго длился полет, поскольку важны обычно эти два отрезка времени: взлет и посадка. И когда нам говорят, что на столько-то километров полета случилось столько-то катастроф, это не правильная статистика.

А если говорить о крушении "Невского экспресса", то не будь взрывчатки поезд бы спокойно доехал до места назначения и ничего бы с пассажирами не случилось. И, как говорит, статистика, во всяком случае в нашей стране инциденты с поездами обычно случаются не по вине машинистов или оборудования, а по вине третьих лиц. Среди причин: взрывчатка на путях, украденные пути, транспортные средства на путях. Крушения поездов случаются не чаще крушений самолетов, но при этом большинство пассажиров выживают, чего не скажешь о пассажирах авиалайнеров.

Немного статистики по теме, выдерганной из разных источников:

Получается, что в 12 раз более вероятно умереть в воздухе, чем в автомобильной поездке (оголтелое утверждение, дальше объяснение).

Авиакомпании говорят, что случается приблизительно 0.03 авиакатастрофы на 100 млн. км. Для сравнения у поездов цифра: 0.1 катастрофа на 100 млн. км, а у автомобилей - 0.175 аварии. Выходит, что лететь самолетом в 3 с лишним раза безопасней, чем ехать поездом и в 5 раз более безопасно, чем автомобилем.

На первый взгляд, все именно так. Но 70 % авиационных аварий происходят на взлете и посадке, которые составляют всего 4 % времени поездки и поэтому относительно намного более опасны.

Получается, что такая хорошая для самолетов статистика не отражает даже близко ситуацию. Можно воспользоваться другой статистикой: числом аварий на 100 млн пассажирских поездок и вот цифры для США:

2.7 для поездов,
4.5 для автомобилей,
55.0 для самолетов!

Вот и получается, что в 12 раз более вероятно погибнут в самолете, а не в машине. Поезд же вне конкуренции.

И еще: страшно даже не то, что с самолетом случится авария, а то, что пассажир ничего не сможет сделать в этой ситуации для своего спасения. Даже в океане, когда под ним 11 км соленой, ледяной воды, человек может взять ситуацию под контроль, ведь рядом будет спасательная шлюпка, на худой конец, обломки судна.

3 коммент.:

Анонимный комментирует...

интересно о туризме http://virtualtrip.ru

Анонимный комментирует...

> А если говорить о крушении "Невского экспресса", то не будь
> взрывчатки поезд бы спокойно доехал до
> места назначения и ничего бы с пассажирами
> не случилось

..если говорить о взрывчатке. "а был ли мальчик"? Но да, поезда в отношении безопасности вне конкуренции

fanthai комментирует...

Если верить официальной версии, то мальчик был, а если не верить, то никакого мальчика не было. Если звонок машиниста оказался подделкой, и пассажиры утверждают, что никакого взрыва не слышали, и воронки никакой нет, в чем легко убедиться любому журналисту, съездевшему на место происшествия, то, конечно, нас опять обманывают. Увы, нам ничего не остается, как считать, что: с такой-то долей вероятности это был теракт, с такой-то - авария по вине халатности сотрудников РЖД, а с такой-то все было подстроено для развязывания новой войны на Кавказе. Железнодорожные пути в нашей стране далеки от идеала. Так что, конечно, высока доля вероятности, что это авария из-за РЖД. Так всегда бывает: сначала на нас выливают ушаты воды и слухов по поводу террористов, потом еще больше грязи на правительство и коммерческий сектор (в данном случае РЖД), потом у людей появляется какое-то понятие о том, что же произошло. Но официальная версия, заметьте, не меняется никогда, какими бы доказательствами не обладали независимые расследователи. Начав лгать, видимо, уже не остановиться. Это не только у нас так. И в США многие сомневаются по поводу нью-йоркского терракта 11 сентября 2001 года. Мнение о том, что все подстроило ЦРУ очень распространено. И что же? Официальная версия все та же, несмотря на массу неувязок.
Важно также всегда помнить, что нашим мнением (мнением большинства) пытаются манипулировать не только властные структуры, но и многие другие, куда более опасные из-за своей невидимости.
Выход из этой ситуации - по-настоящему независимые, профессиональные СМИ. У нас мало таких СМИ. Между прочим, смешно звучит, но очень часто "желтая пресса" - воистину независима, вот жаль только, что идет на поводу у народа.
Очень большое сомнение вызывают так называемые оппозиционные газеты, эти врут и не краснеют.
И есть простой метод узнать, куда копать: ответ на вопрос: "А кому это, собственно, выгодно???"